Полезные адреса всемирной паутины. Средства поиска информацииWWW История Всемирной паутины

Полезные адреса всемирной паутины. Средства поиска информацииWWW История Всемирной паутины

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • понимать основные принципы организации поиска информации в Интернете.
  • развивать алгоритмическое мышление, умение выделять главное, расширить кругозор учащихся путем введения новых терминов;
  • формирование навыков поиска информации в сети Интернет;
  • воспитывать культуру общения: ученик-ученик, учитель-ученик

Задачи:

  • Знакомство с понятием WWW
  • Web- страница, Web-сайт
  • Адресация страниц в Интернет
  • Знакомство с возможностями поисковых систем, поисковыми запросами.
  • Использовать поиск и отбор информации в практической деятельности и повседневной жизни

Оборудование и программные средства: интерактивная доска, проектор, презентация к уроку, карточки - задания, комплект оценок.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Изложение нового материала.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы совершим с Вами путешествие...

Внимательно посмотрите на слайд. Как вы думаете, куда мы с вами отправимся?

В путешествие по Интернету.

На экране представлено примерное графическое изображение связей между сетями Интернета. Изображены только связи между серверами.

На что похожа эта картинка? (На звездное небо, на паутину.).

Тема урока: “WWW. Путешествие по Всемирной паутине”.

Но прежде чем отправится в круиз по просторам Сети, мы познакомится с понятием WWW, Web-страница, Web-сайт, браузер, поисковая система, а затем перейдем к практической части: будем работать с поисковыми системами, осуществлять запросы, находить необходимую информацию и применять её на практике.

Что же такое Интернет? Интерне?т всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. На основе Интернета работает Всемирная паутина

WWW – что означает эта аббревиатура? (World Wide Web, WWW)

World Wide Web (WWW, Web) – всемирная СЕТЬ (паутина)

WWW – всемирное хранилище информации, существующее на технической базе сети ИНТЕРНЕТ (ведь интернет – пользователей более 2-х млрд.)

WWW – объединение многочисленных ресурсов, распределённых по всему миру;

WWW – организация информационных ресурсов, снабжённых гиперссылками.

WWW - содержит информацию самого разного характера: новости, научную, техническую, образовательную информацию, рекламу товаров и услуг, ресурсы для досуга и развлечений, общение через социальные сети, порталы и форумы и многое другое. Жизнь современного человека невозможно сейчас представить без Интернет.

Любой человек может размести в сети информацию, и к этой информации будет иметь доступ весь мир!

Информация в WWW организована в виде Web-страниц . Для примера откроем сайт нашей школы www.schuv1996.mskobr.ru .

Web-сайт – это несколько Web-страниц, связанных между собой по содержанию. В текстах, размещенных на страницах сайтов, могут быть выделены ключевые слова – гиперссылки.

Адрес любого файла во всемирном масштабе определяется унифицированным указателем ресурса - URL . URL-адрес представляет собой стандартизованную строку символов, указывающую местонахождение ресурса, документа или его части в Интернете, и состоит из трех частей.

Структура адреса:

  • имя протокола для доступа к службе Интернет;
  • имя сервера, на котором хранится ресурс и работает сервер-программа службы Интернет. Вот здесь мы часто видим аббревиатуру www;
  • полное имя файла, который хранится на сервере.
  • www.schuv1996.mskobr.ru .
    1. http:// протокол
    2. schuv1996.mskobr.ru – сервер
    3. novosti/ - страница файл

    Огромное число гипертекстовых электронных документов, хранящихся на серверах WWW, образует своеобразное гиперпространство документов, между которыми возможно перемещение.

    А вот перемещаться пользователю по “паутине” помогают специальные программы. (Web-браузеры; browse просматривать, изучать)

    Назовите известные вам браузеры?

    А есть ли какая-нибудь система хранения информации в Интернет, можно ли “запутаться” в паутинной сети? Это хаос или есть какая-то система, логика?

    Чтобы не запутаться, нужно знать где и как извлечь нужную информацию, нужен опыт поисковой работы. Как можно искать информацию:

    • Путем указания адреса документа (wikipedia.org)
    • Путем перемещения по паутине гиперссылок
    • Путем использования поисковых систем. YANDEX, RAMBLER

    ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ(технология поиска)

    Все системы поиска информации во Всемирной паутине располагаются на специальных серверах. Ежеминутно они обслуживают огромное количество клиентов. Действие поисковых систем основано на постоянном, последовательном изучении всех страниц всех сайтов. Для каждого документа, станицы существует определенный набор ключевых слов, отражающих содержание страницы. При получении запроса поисковая система формирует список страниц, соответствующих критериям поиска. Найденные документы упорядочиваются в зависимости от местоположения ключевых слов, частоты их появления в тексте и др.

    Какие вы знаете поисковые системы? (GOOGLE,YANDEX, RAMBLER)

    В поисковых системах обычно имеются три оператора: “логическое И”, “логическое ИЛИ” и “логическое НЕ”. Оператор “логическое И” указывается между ключевыми словами, если необходимо выдать документы, содержащие все искомые слова. “Логическое ИЛИ” используется при необходимости поиска документов, содержащих хотя бы одно из ключевых слов, связанных этим оператором. Оператор “логическое НЕ” необходим для исключения из списка документов, в которых присутствует слово, предваренное в запросе этим оператором.

    Приступая к поиску, пользователь вводит одно или несколько ключевых слов и выбирает тип поиска.

    Если поиск затруднился, попробуйте изменить логику запроса, подберите более удачные синонимы

    III. Практическая часть.

    Обучающиеся разбиты на микро-группы.

    1 этап работы

    Вам предлагается заполнить кроссворд “История ИНТЕРНЕТ” (Приложение 1 ), воспользовавшись Всемирной паутиной и известными вам поисковыми системами.

    Ответ на первый вопрос кроссворда ищут все, но на разных поисковых серверах.

    Давайте, сравним количество найденных ссылок на документы и сайты по одному и тому же запросу. - Какой поисковый сервер дал большее количество ссылок?

    Кто нашел ответ на вопрос поднимает руку и заполняет кроссворд на интерактивной доске Smart Ученики находят нужный ответ и записывают его на интерактивной доске, куда проецируется презентация В результате работы заполняются все клетки кроссворда.

    Обратите внимание, какое ключевое слово получилось в выделенных клетках? – Интернет! Правильно. – Значит, с первым этапом этого задания мы с вами справились, работая вместе.

    2 этап. Работа по карточкам

    Найдите ответы на следующие вопросы (Приложение 2 ) и сохраните их в своих папках (работа в микро-группах):

    1) Какой день считается Днем рождения Интернет в России и почему?

    2) Когда и где было придумано мороженое пломбир?

    3) Где и когда появился шоколад?

    4) Какая звезда ночного неба самая яркая?

    5) Почему Черное море называется “Черным”?

    6) Какая страна самая маленькая? Дайте её краткое описание.

    7) Когда и где прошли первые Олимпийские игры? Дайте краткое описание.

    Информацию сохраните в виде текста и картинок в своей папке.

    Сохраните информацию с загруженных Web-страниц разными способами в вашей папке на рабочем столе:

    • как текстовый файл
    • , для этого в тексте на Web-странице выделите абзац, посвященный поисковой теме, скопируйте его в буфер обмена, запустите MS Word, выполните команду “Вставить”, сохраните полученный документ, закройте MS Word.
    • сохраните рисунок
    • с Web-страницы в виде графического файла, для этого выберите рисунок на странице и щелкните по нему правой клавишей мыши, контекстном меню выберите пункт “Сохранить рисунок как...”, задайте путь, имя файла и тип файла (JPG).
    • Сохраните ссылку на веб-страницу

    Результаты выполнения этого этапа должны храниться в папке с вашей Фамилией в папке Мои документы.

    IV. Выставление оценок. Обсуждение полученных результатов работы

    Назовите Web-сайты которые вы посетили. Охарактеризуйте эти сайты по назначению. Какие услуги они предоставляют пользователю?

    На данном этапе выставляются оценки по результатам выполнения 1 и 2 заданий.

    V. Рефлексия.

    Сегодня мы “гуляли” по просторам интернет, познакомились с понятием сеть – WWW, осуществляли поиск информации по различным запросам, учились правильно получать информацию из Интернета, познакомились с такими понятиями как браузер, URLадрес, поисковые системы

    • Что понравилось вам на уроке? Что не понравилось?
    • Что было для вас на уроке новым?

    VI. Домашнее задание.

    Найдите в Интернете информацию о количестве пользователей самых распространенных поисковых систем. Когда и как возникла @?

    Как правильно и с минимумом затрат времени найти нужное в сети Интернет

    Как правильно искать в Интернет

    Как правильно и с минимумом затрат времени найти нужное в сети Интернет.

    Проблема поиска информации рано или поздно ожидает каждого пользователя Интернета. Поиск нужной информации, курсовых работ рефератов или какой либо технической документации, может отнять у вас уйму времени, если вы не умеете правильно искать и находить нужное во Всемирной Сети. К нам на помощь в этом случае могут прийти различные каталоги и базы знаний, а также так называемые «поисковики». Далее рассмотрим их по очереди.

    Начнем, пожалуй, с каталогов. Здесь всё довольно не сложно, так как каталог представляет собой электронную картотеку ссылок на сайты определённой тематики. Как в настоящей картотеке все сайты и ресурсы здесь разложены по полочкам, которые снабжены кратким описанием для более удобного поиска нужной информации. Большим недостатком этой системы является то что далеко не все ресурсы находятся там так как для того чтобы добавить свой сайт в каталог владелец должен пройти регистрацию а это отнимает некоторое время и по этому приходится набирать сайты вручную что очень неудобно.

    Теперь рассмотрим базы знаний. Существуют ресурсы, которые содержат огромное количество информации и при этом предоставляют возможность пользователям для редактирования и дополнения её. Эти ресурсы очень быстро растут и становятся громадными базами данных, такими как Википедия (http://ru.wikipedia.org/) по праву считающаяся одним из самых лучших. Благодаря встроенному поисковому механизму миллионы людей без труда находят нужную для себя информацию за короткий промежуток времени.

    И наконец, поисковые машины или как их называют в народе «поисковики». Если вы испробовали в своих поисках вышеперечисленные методы, а результата нет - не отчаивайтесь. Помочь вам смогут поисковые машины, которых на сегодняшний день существует достаточно много. Основные «пионеры» на просторах СНГ это Рамблер, Яндекс ну и конечно Google. Главным достоинством поисковиков является принцип их работы. Поисковые машины в отличие от каталогов используют специального робота, который сканирует все доступные ресурсы Интернета и автоматически добавляет их в свою базу данных. Но огромной базы данных для успешного поиска нам будет недостаточно. Так как же среди огромного моря информации найти именно то, что нам нужно?

    Во первых не пытайтесь в запрос всунуть, например, всю тему диплома или реферата будьте точными, но лаконичными. Сначала обдумайте свой запрос и попытайтесь выяснить как можно больше об интересующей вас теме, так как правильность поискового запроса является залогом получения нужного результата. Если, к примеру, вы хотите узнать об Олимпиаде 2014 в России, то в запросе следует набрать Олимпиада 2014 Россия, а не просто Олимпиада Россия. Запомните, машина ищет словосочетания и слова и по степени совпадения сортирует информацию, а что вы имели в виду, она не может знать. Сайт с наибольшим количеством совпадений будет стоять на первом месте и т. д. Также вы должны знать, что поисковик не ищет по знакам пунктуации предлогам и таким словам как «что», «где», «когда».

    А как найти цитату, если поисковая машина не берёт во внимание распространенные слова и предлоги? Для этого достаточно запрос выделить кавычками и тогда он будет рассматриваться как единое целое со всеми словами и предлогами в том порядке, в каком вы его написали. Ещё перед словом или символом можно поставить «+» и тогда на запрос, к примеру «Чужие +4» ответом будут ссылки именно на эту часть фильма. А так же есть возможность найти, к примеру, статью на определённом сайте, если допустим мы забыли сохранить ссылку на неё. Для этого достаточно в строке поиска набрать запрос затем site: название сайта в Google и запрос <

    Поисковики могут не только искать, но и исключить некоторые слова из поиска. Например, если на запрос о Риме вы не хотите получить документы о его истории в Google, введите: Рим - история, а в Яндексе вместо « - » используют «~ ~».

    Также нужно знать, что поисковые машины не учитывают заглавные символы, а это неудобно для поиска населённых пунктов. По этому чтобы получить нужный результат перед словом которое поисковик должен «увидеть» с заглавной буквы ставим! например «село! Рыбки». Для более детального поиска воспользуйтесь функцией «Расширенный поиск». Удачных вам поисков!

    http://www.searchboth.ru/search-systems/search-in-www.html

    В web размещены миллионы сайтов, причем с актуальной информацией соседствует много устаревших ресурсов, мусора и недобросовестной рекламы.

    Интернет - это наиболее демократичный источник информации. Каждый может разместить в Сети собственный ресурс и высказать свое мнение. В этом одновременно сила и слабость Всемирной сети.

    Находить информацию в Интернете, вероятно, было бы очень трудно, если бы не были созданы мощные поисковые инструменты: поисковые машины (поисковики), каталоги-рейтинги (рубрикаторы), тематические списки ссылок , онлайновые энциклопедии и словари .

    Для поиска разного рода информации наиболее эффективными оказываются различные инструменты.

    Каталоги ресурсов

    Каталог имеет иерархическую структуру. Тематические разделы первого уровня определяют максимально широкие темы, такие как "спорт", "отдых", "наука", "магазины" и т.д. В каждом таком разделе могут быть подразделы. Пользователь может уточнять интересующую его область, путешествуя по дереву каталога и постепенно сужая зону поиска. Например, при поиске информации о ноутбуках цепочка поиска может выглядеть так: Информационные технологии -> Компьютеры -> Ноутбуки. Дойдя до нужного подкаталога, пользователь находит в нем набор ссылок.

    Обычно в каталоге все ссылки являются профильными, поскольку составлением каталогов занимаются не программы, а люди. Очевидно, что если ведется поиск общей информации по некоторой широкой теме, то целесообразно обратиться к каталогу. Если же необходимо найти конкретный документ, то каталог окажется малоэффективным поисковым средством.

    Часто каталоги ресурсов одновременно являются и рейтингами, т.е. каталог предлагает зарегистрированным в нем сайтам установить на своих страницах счетчик посещений , и отображает списки ссылок на сайты в соответствии с их популярностью (посещаемостью). Популярность ресурса оценивается по ряду параметров, в том числе по так называемым хостам (количество уникальных посетителей в сутки) и хитам (количество заходов на сайт в сутки).

    Одним из наиболее популярных каталогов-рейтингов является Rambler"s Top 100. (http://top100.rambler.ru/top100/). Часто бывает интересно оценить состояние не общероссийских, а региональных ресурсов по конкретной тематике. Для обзора web-ресурсов Красноярска и края можно рекомендовать каталоги-рейтинги ресурсов Krasland (http://www.krasland.ru/) и Сталкер (http://www.stalker.internet.ru/).

    Поисковые машины

    Релевантный документ - документ, смысловое содержание которого соответствует информационному запросу . Современные поисковые машины осуществляют поиск по контексту, т.е. словам, содержащимся в запросе, учитывая вариации словоформ и расширяя запросы синонимами. Но смысла компьютеры не понимают, поэтому в списке ответов на запрос, наряду с релевантными вашему запросу документами, вы можете получить и те, которые вам никоим образом не подходят.

    Очевидно, что от умения грамотно выдавать запрос зависит процент получаемых релевантных документов . Доля релевантных документов в списке всех найденных поисковой машиной называется точностью поиска. Нерелевантные документы называют шумовыми. Если все найденные документы релевантные (шумовых нет), то точность поиска составляет 100%. Если найдены все релевантные документы, то полнота поиска - 100%.

    Таким образом, качество поиска определяется двумя взаимозависимыми параметрами: точностью и полнотой поиска. Увеличение полноты поиска снижает точность, и наоборот.

    Поисковые системы можно сравнить со справочной службой, агенты которой обходят предприятия, собирая информацию в базу данных. При обращении в службу информация выдается из этой базы. Данные в базе устаревают, поэтому агенты их периодически обновляют. Иными словами, справочная служба имеет две функции: 1) создание и постоянное обновление данных в базе и 2) поиск информации в базе по запросу клиента.

    Аналогично, поисковая машина состоит из двух частей: так называемого поискового робота (или паука), который обходит серверы Сети и формирует базу данных, и механизма поиска релевантных запросу пользователя ссылок в базе.

    Следует отметить, что, отрабатывая конкретный запрос пользователя, поисковая система оперирует именно внутренней базой данных (а не пускается в путешествие по Сети). Несмотря на то, что база данных поисковой машины постоянно обновляется, поисковая машина не может проиндексировать все Web-документы: их число слишком велико. Проблема недостаточности полноты поиска состоит не только в ограниченности внутренних ресурсов поисковика, но и в том, что скорость робота ограниченна, а количество новых Web-документов постоянно растет.

    Наиболее популярными на сегодня поисковыми системами являются Google (www.google.com, www.google.ru) и Яндекс (www.yandex.ru).

    Онлайновые энциклопедии и справочники

    В ряде случаев бывает нужно найти не просто документ, содержащий ключевое слово, а именно толкование некоторого слова. При поиске незнакомого термина с помощью поисковой машины вы рискуете получить целый ряд статей, в которых этот термин используется, и при этом так и не узнать, что же он все-таки обозначает. Подобный поиск предпочтительнее проводить в онлайновой энциклопедии.

    Одной из крупнейших онлайновых энциклопедий является ресурс "Яндекс. Энциклопедии" (http://encycl.yandex.ru/) - этот проект содержит 14 энциклопедий, в том числе статьи из Большой Советской Энциклопедии и "Энциклопедию Брокгауза и Эфрона". К крупным относится и "Энциклопедия Кирилла и Мефодия" (http://www.km.ru).

    Помимо переноса в гипертекстовую среду традиционных словарей бурно развиваются энциклопедические wiki-проекты. Ви́ки - веб-сайт для сбора и структуризации письменных сведений. Характеризуется тем, что наполнять и редактировать размещаемую на нем информацию могут все посетители. http://ru.wikipedia.org/ - википедия на русском языке - часть многоязычного проекта, целью которого является создание полной энциклопедии на всех языках Земли.

    История Всемирной паутины

    Изобретателями всемирной паутины являются Сэр Ти́моти Джон Бе́рнерс-Ли (род. 8 июня 1955) и, в меньшей степени, Роберт Кайо . Тим Бернерс-Ли является автором технологий HTTP, URI/URL и HTML . В 1980 году он работал в Европейском совете по ядерным исследованиям (фр. Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire, CERN) консультантом по программному обеспечению. Именно там, в Женеве (Швейцария), он для собственных нужд написал программу «Энквайр», которая и заложила концептуальную основу для Всемирной паутины.

    В 1989 году , работая в CERN над внутренней сетью организации, Тим Бернерс-Ли предложил глобальный гипертекстовый проект, теперь известный как Всемирная паутина.

    В рамках проекта Бернерс-Ли написал первый в мире веб-сервер и первый в мире гипертекстовый веб-браузер, называвшийся «WorldWideWeb».

    Первый в мире веб-сайт Бернерс-Ли создал по адресу http://info.cern.ch/, теперь сайт хранится в архиве. Этот сайт появился в Интернете 6 августа 1991 года . На этом сайте описывалось, что такое Всемирная паутина, как установить веб-сервер, как использовать браузер. Этот сайт также являлся первым в мире интернет-каталогом, потому что позже Тим Бернерс-Ли разместил и поддерживал там список ссылок на другие сайты.

    И всё же теоретические основы веба были заложены гораздо раньше. Ещё в 1945 году Ванни́вер Буш разработал концепцию «Memex» - вспомогательных средств «расширения человеческой памяти». Memex - это устройство, в котором человек хранит все свои книги и записи (а в идеале - и все свои знания, поддающиеся формальному описанию) и которое выдаёт нужную информацию с достаточной скоростью и гибкостью. Бушем было также предсказано всеобъемлющее индексирование текстов и мультимедийных ресурсов с возможностью быстрого поиска необходимой информации. Следующим значительным шагом на пути к Всемирной паутине было создание гипертекста (термин введён Тедом Нельсоном в 1965 году).

    Рис. 75. Логотип Консорциума Всемирной паутины

    С 1994 года основную работу по развитию Всемирной паутины взял на себя Консорциум Всемирной паутины , основанный и до сих пор возглавляемый Тимом Бернерсом-Ли. W3C - организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для Интернета и Всемирной паутины.

    Перспективы развития

    Актуальная на сегодня концепция развития Всемирной паутины - создание семантической (осмысленной) паутины. Автор концепции семантической паутины также Ти́м Бе́рнерс-Ли. Семантическая паутина (semantic web) - это надстройка над существующей Всемирной паутиной, которая призвана сделать размещённую в сети информацию более понятной для компьютеров .

    В настоящее время компьютеры принимают довольно ограниченное участие в формировании и обработке информации в сети Интернет. Функции компьютеров в основном сводятся к хранению, отображению и поиску информации. В то же время создание информации, её оценку, классификацию и актуализацию - всё это по-прежнему выполняет человек. Как включить компьютер в эти процессы? Если компьютер пока нельзя научить понимать человеческий язык, то нужно использовать язык, который был бы понятен компьютеру. То есть, в идеальном варианте вся информация в Интернете должна размещаться на двух языках: на человеческом языке для человека и на компьютерном языке для понимания компьютера. Семантическая паутина - это концепция сети, в которой каждый ресурс на человеческом языке был бы снабжён описанием, понятным компьютеру.

    Программы смогут сами находить нужные ресурсы, обрабатывать информацию, классифицировать данные, выявлять логические связи, делать выводы и принимать решения на основе этих выводов. При широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете.

    Фундаментальным трудом по семантической паутине является книга Бернерса-Ли «Прядя семантическую паутину: полное раскрытие потенциала Всемирной паутины», вышедшая в 2005 году.

    Задачи

    1. Первая глобальная компьютерная сеть носила имя:

    • BITNet;
    • ARPANet;
    • NSFNet.

    2. Провайдер Internet это:

    • организация-поставщик услуг Internet;
    • организация, занимающаяся созданием web-сайтов;
    • периферийное устройство, служащее для связи с другим компьютером.

    3. FTP - это:

    • почтовый клиент;
    • программа IP-телефонии;
    • протокол передачи файлов.

    4. Задан URL-адрес web-страницы: http://www.sgzt.com/sgzt/archive/content/2005/03/043. Каково имя протокола доступа к этому информационному ресурсу?

    • sgzt/archive/content/2005/03/043;
    • http;
    • www.sgzt.com.

    5. В какой из приведенных доменных зон первого уровня может приобрести себе доменное имя юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ?

    • .com;
    • и в том и в другом.

    6. Среди приведенных записей укажите корректный IP-адрес компьютера:

    • 198.15.19.216;
    • 298.15.19.216;
    • 200,6,201,13;
    • http://www.ipc.ru;
    • www.ip-address.com.

    7. Какой из приведённых адресов e-mail корректен?

    • Глеб@mur.ru;
    • mur.ru@gleb;
    • gleb@mur.ru;
    • gleb.1@mur.mil;
    • gleb @ mur. ru;
    • gleb@mur;
    • http://www.mur.ru/gleb.

    8. Что такое HTML?

    • Один из протоколов семейства TCP/IP;
    • Язык гипертекстовой разметки документа;
    • Язык программирования.

    Похожая информация.


    САМОЕ ГЛАВНОЕ

    Свободный доступ к информации, невзирая на границы и расстояния, стал возможен благодаря World Wide Weh (WWW, Web, Всемирная паутина) - всемирному информационному хранилищу, существующему на технической базе сети Интернет.

    Перемещаться пользователю по «паутине» помогают специальные

    программы, которые называются браузерами. Поиск нужного документа в WW&V может происходить: путём указания адреса документа; путём перемещения по паутине гиперсвязей; путём использования поисковых систем.

    Существует множество поисковых систем. В большинстве из них есть три основных типа поиска: по любому из слов; по всем словам; точно по фразе.

    Вопросы и задания

    1. Выполните дословный перевод словосочетания 4 YVorld Wide Web».

    2. Опишите в общих чертах организацию WWW.

    4. Представим, что текст этого параграфа размещён на Web-cafrre. Какие слова из текста можно выбрать в качестве ключевых, чтобы наиболее точно передать его смысл? Перечислите до 10 таких слов.

    5. Знаете ли вы адрес сайта вашей школы? Какие бы сайты вы рекомендовали посетить своим одноклассникам?

    б. Каким браузером вы пользуетесь в школе?

    7. Какие поисковые системы вам известны?

    8. Перечислите основные типы поисковых запросов.

    9. Найдите во Всемирной паутине информацию о количестве пользователей самых распространённых поисковых систем.

    Представьте результаты выполнения этих запросов графически с помощью кругов Эйлера. Укажите обозначения запросов в по рядке возрастания количества документов, которые найдёт поисковая система по каждому запросу.

    11. Найдите во Всемирной паутине ответы на следующие вопросы.

    Кто такой Норберт Винер и какова его роль в исследовании информационных процессов?

    Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?



    Кем и когда был введен термин «гипертекст» ?

    Кого считают изобретателем WYVW и когда это произошло?

    Кто такой Эйлер, в честь кого названа графическая схема, иллюстрирующая отношения между множествами?


    Тестовые задания для самоконтроля

    1. Какое из следующих утверждений точнее всего раскрывает смысл понятия «информация» с бытовой точки зрения?

    а) последовательность знаков некоторого алфавита

    б) книжный фонд библиотеки

    в) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком непосредственно или с помощью специальных устройств


    г) сведения, содержащиеся в научных теориях

    2. Непрерывным назывануг сигнал:

    в) несущий текстовую информацию

    г) несущий какую-либо информацию З. Дискретным называют сигнал:

    а) принимающий конечное число определённых значений

    б) непрерывно изменяющийся во времени

    в) который можно декодировать

    г) несущий какую-либо информаци ю

    4. Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, называют:

    а) понятной

    б) актуальной

    В) объективной

    г) полезной

    5. Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют:

    а) полезной

    б) актуальной

    в) достоверной

    г) объективной

    б. По способу восприятия человеком различают следующие виды информации:

    а) текстовую, числовую, графическую, табличную и пр.

    б) научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.

    в) обыденную, производственную, техническую, управленческую

    7. Известно, что наибольший объём информации физически здоровый человек получает при помощи:


    а) органов слуха

    б) органов зрения

    в) органов осязания

    г) органов обоняния

    д) вкусовых рецепторов

    8. Укажите «лишний» объект с точки зрения соглашения о смысле используемых знаков:



    б) дорожные знаки

    г) нотные знаки

    9. Укажите «лишний» объект с точки зрения вида письменности:

    а) русский язык

    б) английский язык

    в) китайский язык

    г) французский язык

    10. К формальным языкам относится:

    а) русский язык

    б) латынь

    в) китайский язык

    г) французский язык

    11. По форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды:

    а) математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.

    б) знаковую и образную

    в) обыденную, научную, производственную, управленческую

    г) визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую

    12. Дискретизация информации - это:

    а) физический процесс, изменяющийся во времени

    б) количественная характеристика сигнала

    в) процесс преобразования информации из непрерывной формы в дискретную г) процесс преобразования информации из дискретной формы в непрерывную

    13. Дайте самый полный ответ.

    Определить, какой набор букв закодирован двоичной строкой 0110100011000.

    а) ЕВСЕА б) BDDEA в) ВГ)СЕА г) ЕВАЕА

    16. Шахматная доска состоит из 8 столбцов и 8 строк. Какое минимальное количество битов потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?

    17. В какой строке единицы измерения информации расположены по возрастанию?

    а) гигабайт, мегабайт, килобайт, байт, бит

    б) бит, байт, мегабайт, килобайт, гигабайт

    в) байт, бит, килобайт, мегабайт, гигабайт

    г) бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

    18. Объём сообщения равен 11 Кбайт. Сообщение содержит 11 264 символа. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение?

    а) 64 б) 128 в) 256 г) 512

    19. Дан текст из 600 символов. Известно, что символы берутся из таблицы размером 16 х 32. Определите информационный объём текста в битах.

    А) 1000 б) 2400 в) 3600 г) 5400

    20.
    Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен из символов алфавита мощностью 16, а второй текст - из символов алфавита мощностью 256. Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в перВОМ?

    а) 12 б) 2 в) 24

    21. Информационные процессы - это:

    а) процессы строительства зданий и сооружений

    б) процессы химической и механической очистки воды

    в) процессы сбора, хранения, обработки, поиска и передачи информации

    г) процессы производства электроэнергии

    22. Под носителем информации принято подразумевать:

    а) линия связи

    б) сеть Интернет

    в) компьютер

    г) материальный объект, на котором можно тем или иным спо собом зафиксировать информацию

    23. В какой строке верно представлена схема передачи информации?

    а) источник кодирующее устройство -» декодирующее устройство -» приёмник

    б) источник -» кодирующее устройство -» канал связи -» декодирующее устройство -» приемник

    в) источник кодирующее устройство помехи -» декодирующее устройство приёмник

    г) источник декодирующее устройство канал связи -» кодирующее устройство приёмник

    24. Гипертекст - это:


    а) очень большой текст

    б) текст, в котором могут осуществляться переходы по ссылкам

    в) текст, набранный на компьютере

    г) текст, в котором используется шрифт большого размера

    25. Поисковой системой НЕ является:

    г) Яндекс

    26. В таблице приведены запросы к поисковой системе. По какому запросу будет найдено наибольшее количество соответствующих ему страниц?

    а) разведение & содержание & меченосцы & сомики
    б) содержание & меченосцы
    в) (содержание & меченосцы) сомики
    г) содержание & меченосцы & сомики

    КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

    Свободный доступ к информации, невзирая на границы и расстояния, стал возможен благодаря World Wide Web (WWW, Web) - всемирному хранилищу информации, существующему на технической базе сети Интернет. Возможно, вы уже имеете опыт работы с WWW.

    WWW, или Всемирная паутина:

    • представляет собой множество информационных ресурсов, организованных в единое целое;
    • объединяет многочисленные ресурсы, размещённые в компьютерах по всему миру;
    • организована так, что в ней информационные ресурсы представлены не в линейной последовательности, а снабжены ссылками (гиперссылками), явно указывающими возможные переходы, связи между ресурсами.

    Всемирная паутина - это мощнейшее информационное хранилище; содержащийся в ней объём информации не поддаётся точному измерению. WWW содержит информацию самого разного характера; там можно найти:

    • самые свежие новости - политические, экономические, культурные, спортивные;
    • научную, техническую, образовательную и справочную информацию абсолютно любого рода;
    • рекламу разнообразных товаров и услуг;
    • ресурсы для досуга и развлечений - книги, музыку, фильмы, игры и многое другое.

    Любой человек, имеющий доступ к Интернету, может разместить в сети свою информацию. К этой информации будет иметь доступ весь мир.

    Информация в WWW организована в виде страниц (Web-страниц). В свою очередь, страницы могут объединяться в более крупные составляющие - сайты (англ. «site» - место, участок). Web-сайт - это несколько Web-страниц, связанных между собой по содержанию. Сайты есть у государственных структур, общественных организаций, предприятий, фирм и компаний, музеев и библиотек, газет, образовательных учреждений, в том числе многих школ.

    Каждый сайт и каждая страница имеют свой адрес, по которому к ним можно обратиться. Web-сайты сильно отличаются друг от друга по оформлению, но чаще всего они имеют похожую структуру. Каждый Web-сайт имеет главную страницу, которая аналогична странице с оглавлением в книге. В текстах, размещённых на страницах сайтов, могут быть выделены ключевые слова - гиперссылки, от которых идут гиперсвязи. Они выделяются цветом или подчёркиванием. Щёлкнув мышью на таком слове, мы переходим к просмотру другого документа, причём этот документ может находиться на другом компьютере, в другой стране, на другом континенте. В качестве гиперссылок может использоваться не только текст, но и любое графическое изображение. Такую организацию информации называют гипертекстом.

    Перемещаться пользователю по «паутине» помогают специальные программы (Web-браузеры, англ. «browse», «осматривать», «изучать», рис. 1.12).

    Рис. 1.12.
    Логотипы наиболее распространённых браузеров - Mozilla Firef ox и Internet Explorer

    На первый взгляд, Всемирную паутину можно представить как библиотеку, книги в которой расположены без видимого порядка: нет ни единой системы каталогов, ни библиотекарей. При этом посетители «библиотеки» по собственному усмотрению добавляют новые тома или безвозвратно забирают их. Для того чтобы извлечь полезную информацию из Всемирной паутины, нужно знать, где и как вести поиск, нужен опыт поисковой работы.

    Поиск нужного документа в WWW происходит с помощью браузера разными способами:

    • путём указания адреса документа;
    • путём перемещения по паутине гиперсвязей;
    • путём использования поисковых систем.

    1.6.2. Поисковые системы

    Все системы поиска информации во Всемирной паутине располагаются на специально выделенных компьютерах с мощными каналами связи. Ежеминутно они обслуживают огромное количество клиентов.

    Действие поисковых систем основано на постоянном, последовательном изучении всех страниц всех сайтов Всемирной паутины. Для каждого документа составляется его поисковый образ - набор ключевых слов, отражающих содержание этого документа. В связи с постоянным обновлением информации поисковые системы периодически возвращаются к ранее изученным страницам, чтобы обнаружить и зарегистрировать изменения. Информация о ключевых словах исследованных таким образом страниц сохраняется в поисковой системе.

    При поступлении запроса от пользователя поисковая система на основании имеющейся в ней информации формирует список страниц, соответствующих критериям поиска. Найденные документы, как правило, упорядочиваются в зависимости от местоположения ключевых слов (в заголовке, в начале текста), частоты их появления в тексте и других характеристик.

    Существует множество поисковых систем. Несмотря на общий принцип работы, поисковые системы различаются по языкам запроса, зонам поиска, глубине поиска внутри документа, методам упорядочивания информации и другим характеристикам. Самой популярной в мире поисковой системой является Google. Крупнейшие отечественные поисковые системы - Яндекс, Rambler.

    Адрес: www.google.com

    Самая быстрая и самая большая поисковая система. Содержит информацию более чем о полутора миллиардах страниц. Имеется возможность выбора языка. Оценивает популярность ресурса по количеству ссылок, ведущих к нему с других страниц.

    Адрес: www.yandex.ru

    Мощная отечественная поисковая система. Обеспечивает поиск, в основном среди русскоязычных ресурсов, при этом по возможностям не уступает зарубежным системам. Проводит качественный анализ информации с учетом словоформ русского языка.

    Адрес: http://www.rambler.ru/

    Одна из первых русских поисковых систем. Кроме стандартных возможностей поиска на сайте имеется рейтинг-каталог ресурсов.

    1.6.3. Поисковые запросы

    Приступая к поиску, пользователь вводит одно или несколько ключевых слов и выбирает тип поиска. В большинстве поисковых систем есть три основных типа поиска:

    1. поиск по любому из слов - результатом поиска является огромный список всех страниц, содержащих хотя бы одно из ключевых слов; может быть использован, когда пользователь не уверен в ключевых словах;
    2. поиск по всем словам - в этом режиме поиска формируется список всех страниц, содержащий все ключевые слова в любом порядке;
    3. поиск точно по фразе - в результате поиска составляется список всех страниц, содержащих фразу, точно совпадающую с ключевой (знаки препинания игнорируются).

    Если найдено слишком много страниц, то можно добавить ещё одно ключевое слово и повторить поиск. Для этого во многих поисковых системах есть функция поиска среди найденного. Также можно вводить поисковые запросы с использованием логических связок, аналогичных по смыслу союзам «и», «или» и частице «не» русского языка (рис. 1.13).

    Рис. 1.13.
    Использование логических связок в поисковых запросах

    Смысл логических связок становится более понятным, если проиллюстрировать их с помощью графической схемы - кругов Эйлера. Представим множества документов, в которых присутствуют ключевые слова «канарейки», «щеглы», двумя кругами на плоскости, которые разместим внутри круга, изображающего все документы WWW. Тогда множества документов, соответствующих нашим запросам (см. рис. 1.13), будут представлены закрашенными областями на рис. 1.14.

    Рис. 1.14.
    Графическая интерпретация логических связок:
    соответствует: а) запросу «канарейки & щеглы», б) запросу «канарейки | щеглы», в) запросу «~ канарейки & щеглы», г) запросу «~ (канарейки | щеглы)»

    Если в результате поиска вы не нашли ни одного подходящего документа, нужно:

    • проверить правильность написания ключевых слов;
    • проверить правильность использования логических связок;
    • подобрать более удачные синонимы;
    • изменить логику запроса.

    1.6.4. Полезные адреса Всемирной паутины

    Самое главное

    Свободный доступ к информации, невзирая на границы и расстояния, стал возможен благодаря World Wide Web (WWW, Web, Всемирная паутина) - всемирному информационному хранилищу, существующему на технической базе сети Интернет.

    Перемещаться пользователю по «паутине» помогают специальные программы, которые называются браузерами. Поиск нужного документа в WWW может происходить: путём указания адреса документа; путём перемещения по паутине гиперсвязей; путём использования поисковых систем.

    Существует множество поисковых систем. В большинстве из них есть три основных типа поиска: по любому из слов; по всем словам; точно по фразе.

    Вопросы и задания


    просмотров