Рабочая программа объединения «Авиамоделирование. Образовательная программа «авиамоделизм Программа авиамоделирования для самых юных

Рабочая программа объединения «Авиамоделирование. Образовательная программа «авиамоделизм Программа авиамоделирования для самых юных

программа кружка "Авиамодельный" реализуется с 2006г. Участвовала в конкурсе авторских образовательских программ спортивно-технической направленности, посвященном Году Российской космонавтики. Автор награжден дипломом Министерства образования и науки Челябинской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Районный Дом детского творчества

Утверждено:

Директор РДДТ

О.А.Фролова

«19 » 12 2007г приказ №4

ПРОГРАММА

объединения « АВИАМОДЕЛЬНЫЙ»

Алиханов Н.К.

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

с.Еткуль

2006 г.

Информационная карта программы.

Тип программы модифицированная

Образовательная область техника

Направленность деятельности спортивно-техническая

Способ освоения содержания образования репродуктивно-творческий

Уровень освоения содержания образования общекультурный

Возрастной уровень реализации программы 10-15 лет

Форма реализации программы групповая

Продолжительность реализации программы двухгодичная

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Содержание программы
  4. Методическое и дидактическое обеспечение.
  5. Механизм отслеживания получаемых результатов.
  6. Материально – техническое оснащение программы
  7. Литература
  8. Приложение
  1. Пояснительная записка .
  1. Актуальность программы .

Авиамоделизм - это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занятия авиамоделизмом, техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Занятия способствуют развитию у учащихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознательному выбору будущей профессии. Знания, полученные на занятиях кружка, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуют углубленному изучению школьного материала, применению знаний и умений на уроках технологии, физики, для участия в школьной, муниципальной, региональной олимпиады Всероссийской олимпиады школьников.

Основными отличиями программы от других аналогичных программ являются:

  1. Оптимальный срок реализации программы в условиях сельского района – 2 года
  2. Охват всех видов бумажных моделей и плавный переход к созданию кордовых с выполнением пилотажа
  3. Единственность программы в Еткульском муниципальном районе
  1. Цель программы

Воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков. Обучение учащихся основам конструирования моделей и ознакомление их с принципами моделирования.

В первый год обучения дети знакомятся с простыми моделями из бумаги, простейшими кордовыми моделями выполняя в основном модели по готовым разверткам, но с обязательными элементами доработки этих моделей.

Второй год обучения позволяет совершенствовать навыки создания моделей, выполнения полетов, участия в соревнованиях.

Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся и технико-технологического конструирования. В данном курсе ставятся следующие задачи :

В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:

  1. технология – закрепление методов работы с бумагой, ножницами и клеем, выполнение соединений,
  2. изобразительное искусство – навыки раскрашивания разверток моделей,
  3. история – небольшие повествовательные элементы по истории развития техники.
  4. Физика – знание законов воздухоплавания
  1. Задачи программы :
  1. Образовательные:
  1. Знать основы и основные пути развития и прогрессивного значения авиации
  2. Познакомить учащихся с различными техническими устройствами
  3. Научить разрабатывать и выполнять несложные технические устройства
  4. Уметь выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.
  1. Развивающие:
  1. Развитие творческих способностей
  2. Формирование конструкторских умений и навыков
  3. Пробуждение и закрепление интереса к занятиям авиамоделизмом
  1. Воспитательные:
  1. Развитие активной и всесторонне развитой личности
  2. Подготовка к труду и сознательному выбору профессии
  3. Занятость подростков и подготовка к службе в армии.
  4. Формы работы с детьми.

Общеклассная форма обучения

Одновременное участие всех школьников в общей для всех учебной деятельности под руководством учителя.

Групповая форма обучения

Связана с сотрудничеством нескольких человек и строится на принципе контроля и самоконтроля.

Парная форма работы

Применяется в том случае, когда успевающий ученик, выполняет функции учителя, в процессе чего он помогает отставшему ученику и основательно закрепляет имеющиеся у него знания.

Индивидуальная форма работы

Преобладает в работе кружка. Учебное занятие выполняется каждым учеником самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей.

Работа в звеньях

Во время сборки, отделки и покраски моделей учащиеся разбиваются на звенья по 5-6 человек для уделения педагогом большего внимания каждому школьнику.

  1. Методы обучения .
  1. Практический объяснение
  2. Словесный разъяснение
  3. Наглядный инструктаж
  4. Работа с книгой демонстрация
  5. ИКТ технологии наблюдение

Упражнение

  1. Средства обучения
  1. Характеристика возрастной группы

Главное содержание подросткового возраста (10 -15 лет) составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Возникают и формируются новые психологические особенности. Это требует от взрослых, окружающих подростка, предельной точности, деликатности, осторожности при работе с детьми.

Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания, организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить ребенку максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

  1. Ожидаемые результаты

Результатом работы учащихся в кружке « Авиамодельный» можно считать:

Учащиеся должны знать:

  1. основные типы авиамоделей,
  2. различия между выполнением стендовых и действующих моделей,
  3. основные элементы простейших конструкций моделей,
  4. терминологию моделизма,
  5. основы макетирования,
  6. виды материалов, применяемые в моделировании,
  7. технику безопасности при работе с инструментами,
  8. правила проведения соревнований по модельному спорту.

Учащиеся должны уметь:

  1. изготавливать разные виды простых моделей из бумаги,
  2. регулировать модели,
  3. проводить соревнования.

Учебно-тематический план. (1год обучения)

(6часов в неделю, всего 216часов)

№п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Предполагаемый результат

теория

практика

Вводное занятие

Знать цели и задачи кружка, план работы кружка.

Техника безопасности

Авиамоделизм. Авиамодельный спорт в СССР и России.

Знание основ авиамоделирования. Авиамодельный спорт.

Авиация. Самолет. Планер.

Планеры и действующие модели

Показательные полеты моделей. Соревнования на дальность полетов. Ремонт моделей

Модели ракет

Бумажные летающие модели

Знание основ полета моделей. Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты. Участие в соревнованиях свободно летающих моделей.

Кордовые модели. Тренировочная кордовая модель самолета

Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Развитие и закрепление устойчивых навыков изготовления моделей. Умение осуществлять полет выполненных кордовых моделей

Участие в соревнованиях, конкурсах, выставках.

Организация и проведение показательных выступлений

Умение осуществлять полет выполненных свободно летающих и кордовых моделей. Опыт и результативность участия в соревнованиях.

Итого

Учебно-тематический план. (2 год обучения)

№п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Предполагаемый результат

теория

практика

Вводное занятие

Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей.

Техника безопасности

Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами

Авиамоделизм. Соревнования по авиамодельному спорту. Испытание моделей.

Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и Авиамодельного спорта.

Авиация. История развития авиации

Бумажные летающие модели

Знание основ полета моделей. Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.

Планеры и действующие модели

Показательные полеты моделей

Парашют

Знать назначение, принцип действия и устройство парашютов. Выполнить простейший парашют и парашют с самовыпуском.

Воздушный шар

Знать летательный аппарат легче воздуха, принцип полета воздушного шара. Изготовить воздушный шар.

Воздушные змеи

Знать простейший летательный аппарат, историю развития воздушных змеев. Уметь выполнить плоский змей, коробчатый змей.

Вертолет

Знать историю создания вертолетов. Уметь выполнять простейший вертолет.

Модели ракет

Знать историю развития ракет. Уметь выполнять модели ракет, производить запуск моделей.

Планер

Знать назначение и типы планеров, расчет и составление чертежей. Уметь изготавливать модели планеров.

Учебно-тренировочные кордовые модели самолета.

Углубить знания по авиации и авиационной технике. Развить и закрепить устойчивые навыки изготовления моделей.

Организация и проведение показательных выступлений. Экскурсии. Участие в соревнованиях

Умение осуществлять полет выполненных моделей

Итого

объединения « Авиамодельный»

  1. Вводное занятие (4часа)

2. Техника безопасности (2часа)

Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами

3. Авиамоделизм. Авиамодельный спорт в СССР и России

(18 часов)

Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и Авиамодельного спорта. Экскурсии, участие в соревнованиях.

4. Авиация. Самолет. Планер.(36 часов)

Знать историю развития авиации. Устройство самолета. Устройство планера. Изготовление простейших планеров. Запуск моделей. Ремонт моделей.

5. Планеры и действующие модели (16 часов)

6. Модели ракет (46 часа)

7. Бумажные летающие модели (21 часов)

8. Кордовые авиамодели. Тренировочная кордовая модель самолета (54 ч.)

Практические работы: Изготовление

и испытания учебно-тренировочных кордовых моделей самолетов.

9. Организация и проведение показательных выступлений (19 ч.)

Умение осуществлять полет выполненных свободно летающих и кордовых моделей.

объединения « Авиамодельный»

(6 часов в неделю, всего 216 часов)

  1. Вводное занятие (3часа)

Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей

2. Техника безопасности (3часа)

Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами

3. Авиамоделизм. Соревнования по авиамодельному спорту. Испытание моделей. (15 часов)

Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и Авиамодельного спорта

Практические работы: Соревнования на дальность полета, запуск моделей.

4. Авиация. История развития авиации (9 часов)

Знать историю развития авиации.

Практические работы: Создание презентации, компьютерные игры « МИГ 29».

5. Бумажные летающие модели (9 часов)

Знание основ полета моделей. Возникновение подъемной силы крыла. Основные элементы конструкции самолета и модели. Способы регулировки модели. Назначение и действие рулей.

Практические работы: Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.

6. Планеры и действующие модели (9часов)

Показательные полеты моделей. Соревнования: дальность полета, точность выполнения «петли Нестерова»

7 . Парашют (6 часов)

Знать назначение, принцип действия и устройство парашютов. Парашют с плоским куполом. Зависимость скорости снижения от площади поверхности и формы купола.

Практические работы: Выполнить простейший парашют и парашют с самовыпуском

8. Воздушный шар (12часов)

Летательный аппарат легче воздуха, принцип полета воздушного шара. Аэростаты. Дирижабли. История воздухоплавания

Практические работы: Изготовление теплового воздушного шара.

9. Воздушные змеи (12часов)

Знать простейший летательный аппарат, историю развития воздушных змеев.

Практические работы: Выполнить плоский змей, коробчатый змей

10. Вертолет (12 часов)

Знать историю создания вертолетов. Принцип работы воздушного винта. Влияние диаметра, шага и частоты вращения винта на силу тяги. Основные элементы вертолета. История развития вертолета.

Практические работы: Выполнять простейший вертолет « Муха», «Белка».

11. Модели ракет (24 часа)

Знать историю развития ракет. Реактивное движение. Устройство и назначение ракет.

Практические работы: Выполнение моделей ракет, производство запуска моделей.

12. Планер (9 часов)

Назначение и типы планеров, расчет и составление чертежей.

Практические работы: Конструирование модели планера. Изготовление моделей планеров.

13. Учебно-тренировочные кордовые модели самолета (69 ч.)

Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Устройство, назначение и типы самолетов. Рабочие чертежи схематической модели самолетов. Аэродинамический, аэростатический, реактивный принципы.

Практические работы: Изготовление и испытания учебно – тренировочных кордовых моделей самолетов.

14. Организация и проведение показательных выступлений (24ч.)

Умение осуществлять полет выполненных моделей. Экскурсии, участие в соревнованиях.


Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

    1. Пояснительная записка

Программа кружка авиамоделирования составлена на основе опыта занятиями авиамоделизмом с учётом возрастных и психологических особенностей подрастающего поколения, имеющейся материальной базы, оборудования, имеющейся мастерской.

Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят построению различных беспилотных летательных аппаратов, чтобы каждый мог выбрать свою направленность на занятиях авиамоделизмом и подготовку спортсменов-авиамоделистов. Данная программа носит личностно-ориентированный характер и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Данная программа рассчитана на три года обучения детей от 7 до 18 лет.

Обучение проводится с учётом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На программу обучения отводится 144 часа (занятия 2 раза в неделю по 2 часа),

Постройка летающих моделей – первый шаг в «большую авиацию». Но дети становятся на него задолго до того, как перед ними возникает вопрос о будущей профессии. Для них это, прежде всего, увлекательная игра. Вряд ли моделизм так бы интересовал детей едва ли не с дошкольного возраста потому, что он дает возможность практически познакомиться с элементами авиационной техники, с физическими основами полета. Эти цели понятны взрослым, понятны и старшеклассникам, а детей привлекает не столько познавательная, сколько игровая сторона авиамоделизма, возможность сделать своими руками модель, летающую «совсем как настоящий самолет», запускать ее, то есть играть в авиацию. Не будет преувеличением утверждение о том, что подросток, запустивший в воздух модель самолета, мысленно управляет ею, вернее – настоящим самолетом.

Модель самолёта – это самолёт в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определённые навыки и знания.

В кружках авиамоделирования увлеченно строят модели ребята разного возраста. Модели самолетов изготавливаются от простейших, с применением бумаги и картона, до самых сложных с двигателями. Занимаясь авиамоделированием, школьники приобретают знания по математике, физике, черчению, географии, метеорологии. Ребята учатся работать различными инструментами, что обязательно пригодиться в жизни. Не один знаменитый летчик свой путь начинал с занятий в авиамодельном кружке. Из рядов юных авиамоделистов вышло много талантливых конструкторов и ученых, выдающихся летчиков и космонавтов. Среди них люди, чьими именами гордится вся Россия и Кубань – Туполев, Антонов (конструкторы); летчики Громов, Покрышкин, Хрюкин.

Авиамоделизм – это синтез спорта и технического творчества, возможно для кого-то - это путь в профессию.

1.2 Цель и задачи программы

Цель: создание условий для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия авиамоделированием.

Основные задачи.

Образовательные:

Развитие технического мышления;

Формирование знаний в области аэродинамики;

Обучение детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений;

Формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления авиамоделей;

Мотивация отношения к обучению как важному и необходимому для личности и общества делу.

Развивающие:

Развитие творческого мышления;

Развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.).

Воспитательные:

Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;

Воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело;

Приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;

Воспитание патриотизма;

Кружки первого и второго годов обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей. На занятиях дети знакомятся с первоначальными сведениями по теории полёта, истории авиации, приобретают трудовые умения.

На третьем году обучения работа расширяет знания по авиационной и модельной технике, по основам аэродинамики и методике проведения несложных технических расчётов.

Основные методы проведения занятий в кружке – практическая работа и соревнования. Ребята закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки, упражняются в запуске моделей, учатся управлять ими, соревнуются между собой

1.3 Содержание программы

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Введение

Обсуждение результатов выполненной работы на Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы занятии

Тема 1 ТБ в авиамодельном кружке

Тема 2 Модель радиоэлектролета

Тема 3

Тема 4 Радиоэлектропланер

Тема 5

Тема 6 Планеры. Модели планеров

ИТОГО:

144

12

132

Содержание учебного плана

    Вводное занятие (2 часа) . Основные этапы развития авиамоделизма в нашей стране. Модели-чемпионы и модели-труженики. Вклад авиамоделистов в жизнь России.

    Правила безопасности труда (4 часа) в авиамодельном кружке при работе со столярным инструментом. Правила обращения с электроприборами.

    Модель радиоэлектролета (19 часов). Технология обработки пенопласта. Понятие профиля крыла и принцип его работы по созданию подъёмной силы. Изготовление Модели радиоэлектролета способы регулировки модели.

    Соревнования по моделям электролетов (2 часа) «Том-1» на продолжительность полёта в 5 турах.

    Радиоэлектропланер (74 час) . Закрепление навыков работы с пенопластом. Винтомоторная группа – особенности эксплуатации и ухода. Постройка радиоэлектропланера. Ознакомление с вопросами копийности, окраски модели. Особенности регулировки моторных моделей.

    Сборка и настройка квадрокоптера (25 часа) Технология и принцип квадрокоптера. Принцип управления и настройки квадракоптера. Аэрофотосъёмка с квадрокоптера.

    Планеры. Модели планеров (18часа) . Понятие профиля крыла планера и принцип его работы по созданию подъёмной силы. Изготовление Модели планеров способы регулировки модели.

1.4 Планируемые результаты

В процессе обучения в кружке у обучающиеся должны знать: ТБ; требования к организации рабочего места; чертежные инструменты и приспособления; условные обозначения на чертежах; геометрические фигуры; свойства различных материалов и способы их обработки .

Критерием оценки следует считать умение правильно обращаться с чертежными инструментами и приспособлениями; увеличивать и уменьшать чертеж; делить окружность на разные части; выполнять различные разметки; вносить изменения в конструкцию моделей; работать с шаблонами, выкройками; выполнять практическую работу самостоятельно (в том числе по чертежу); грамотно использовать в речи техническую терминологию, технические понятия и сведения.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график

п/п

Сроки

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

2

Введение

01.09-07.09

теоретич

Ознакомление с планом работы.

01.09-07.09

теоретич

Правилами внутреннего распорядка.

4

Тема 1 ТБ в авиамодельном кружке

01.09-07.09

теоретич

Тема 1.1 Искусство как один из способов познания окружающего мира.

01.09-07.09

теоретич

Тема 1.2 Пространственные и временные виды искусства.

08.09-14.09

теоретич

Определить виды искусства по репродукциям картин, фрагментам музыкальных произведений.

08.09-14.09

теоретич

Определить жанры искусства по репродукциям картин, фрагментам музыкальных произведений.

19

Тема 2 Модель радиоэлектролета

08.09-14.09

теоретич

Тема 2.1 Радиоволна, принцип работы авиамодельной радиоаппаратуры

08.09-14.09

теоретич

Тема 2.2 Бортовое оборудование электролета, органы управления

15.09-21.09

практич

Заготовка и обработка материалов для постройки

15.09-21.09

практич

Изготовление деталей крыла, склейка

Обсуждение результатов выполненной работы на занятии

15.09-21.09

практич

Изготовление деталей фюзеляжа, склейка

15.09-21.09

практич

Изготовление деталей хвостового оперения, склейка

22.09-28.09

практич

Изготовление деталей элеронов, руля высоты, руля поворота

22.09-28.09

практич

Обработка крыла

22.09-28.09

практич

Обработка фюзеляжа

22.09-28.09

практич

Обработка хвостового оперения

29.09-05.10

практич

Изготовление и установка моторамы

29.09-05.10

практич

Изготовление и установка усилений под шасси

29.09-05.10

практич

Установка элеронов, руля высоты, руля поворотов

29.09-05.10

практич

Изготовление кабанчиков элеронов, руля высоты, руля поворотов

06.10-12.10

практич

Установка кабанчиков

06.10-12.10

практич

Изготовление кронштейнов под рулевые машинки

06.10-12.10

практич

Сборка модели

06.10-12.10

практич

Покраска модели

13.10-19.10

практич

Окончательная отделка модели

2

Тема 3 Соревнования по моделям электролетов

13.10-19.10

теоретич

Тема 3.1 Обучение пилотированию радиоэлектролета на симуляторе

13.10-19.10

теоретич

Тема 3.2 Полеты на электролете

74

Тема 4 Радиоэлектропланер

13.10-19.10

теоретич

Тема 4.1 Явления в атмосфере. Возможность парящих полетов

20.10-26.10

теоретич

Тема 4.2 Заготовка и обработка материалов для изготовления .

20.10-26.10

практич

Изготовление шаблонов крыла

Обсуждение результатов выполненной работы на занятии

20.10-26.10

практич

Изготовление нервюр крыла

20.10-26.10

практич

Изготовление продольного набора крыла

27.10-02.11

практич

Сборка крыла

27.10-02.11

практич

Сборка крыла

27.10-02.11

практич

Обработка крыла

27.10-02.11

практич

Обработка крыла

03.11-09.11

практич

Изготовление и установка законцовок

03.11-09.11

практич

Изготовление элеронов

03.11-09.11

практич

Изготовление элеронов

03.11-09.11

практич

Установка элеронов на крыло

10.11-16.11

практич

Обтяжка крыла

10.11-16.11

практич

Изготовление киля

10.11-16.11

практич

Обтяжка киля

10.11-16.11

практич

Изготовление руля высоты и руля направления

17.11-23.11

практич

Изготовление навесов рулей

17.11-23.11

практич

Установка рулей на хвостовое оперение

17.11-23.11

практич

Обтяжка хвостового оперения

17.11-23.11

практич

Изготовление шпангоутов фюзеляжа

24.11-30.11

практич

Изготовление продольного набора фюзеляжа

24.11-30.11

практич

Сборка фюзеляжа

24.11-30.11

практич

Обтяжка фюзеляжа

24.11-30.11

практич

Обработка фюзеляжа

01.12-07.12

практич

Установка электродвигателя на фюзеляж

01.12-07.12

практич

Установка рулевых машинок

01.12-07.12

практич

Изготовление и установка рулевых тяг

01.12-07.12

практич

Установка бортового оборудования

08.12-14.12

практич

Сборка и центровка модели

08.12-14.12

практич

Наладка органов управления моделью

08.12-14.12

практич

Принцип обучения полетам на симуляторе

08.12-14.12

практич

Обучение парящим полетам на симуляторе

15.12-21.12

практич

Пробные запуски

15.12-21.12

практич

Парящие полеты

15.12-21.12

практич

Расчёт первой схематической модели самолёта

15.12-21.12

практич

Изготовление первой схематической модели самолёта

22.12-28.12

практич

Изготовление чертежей модели самолёта

22.12-28.12

практич

Изготовление чертежей рейки фюзеляжа модели

22.12-28.12

практич

Изготовление рейки фюзеляжа модели

22.12-28.12

практич

Изготовление чертежей стабилизатора модели

12.01-18.01

практич

Изготовление стабилизатора модели

12.01-18.01

практич

Изготовление чертежей киля модели

12.01-18.01

практич

1

Изготовление киля модели

72

12.01-18.01

практич

1

Сборка крыла модели самолёта

73

19.01-25.01

практич

1

Изготовление чертежа воздушного винта модели

74

19.01-25.01

практич

1

Изготовление воздушного винта модели

75

19.01-25.01

практич

1

Заготовка материалов для резиномотора

76

19.01-25.01

практич

1

Изготовление резиномотора

77

26.01-01.02

практич

1

Заготовка резиновых нитей

78

26.01-01.02

практич

1

Изготовление жгута

79

26.01-01.02

практич

1

Изготовление ступицы винта резиномотра

80

26.01-01.02

практич

1

Обтяжка модели самолёта

81

02.02-08.02

практич

1

Регулировка модели

82

02.02-08.02

практич

1

Центровка модели

83

02.02-08.02

практич

1

Регулировочные запуски построенных моделей

84

02.02-08.02

практич

1

Соревнования внутри объединения

85

09.02-15.02

практич

1

Изготовление второй схематической модели самолёта. Изготовление чертежей

86

09.02-15.02

практич

1

Изготовление чертежей резиномоторной модели

87

09.02-15.02

практич

1

Изготовление шаблонов резиномоторной модели

88

09.02-15.02

практич

1

Изготовление чертежей рейки фюзеляжа резиномоторной модели

89

16.02-22.02

практич

1

Изготовление рейки фюзеляжа резиномоторной модели

90

16.02-22.02

практич

1

Изготовление чертежей воздушного винта резиномоторной модели

91

16.02-22.02

практич

1

Изготовление воздушного винта резиномоторной модели

92

16.02-22.02

практич

1

Изготовление чертежей стабилизатора резиномоторной модели

93

23.02-01.03

практич

1

Изготовление стабилизатора резиномоторной модели

94

23.02-01.03

практич

1

Изготовление чертежа крыла резиномоторной модели

95

23.02-01.03

практич

1

Изготовление крыла резиномоторной модели

96

23.02-01.03

практич

1

Сборка крыла резиномоторной модели

97

02.03-08.03

практич

1

Обтяжка оперения резиномоторной модели

98

02.03-08.03

практич

1

Регулировка резиномоторной модели самолёта

99

02.03-08.03

практич

1

Регулировочные запуски

100

02.03-08.03

практич

1

Изучение приемов пилотирования

101

09.03-15.03

практич

1

Ремонт деталей моделей

25

Тема 5 Сборка и настройка квадрокоптера.

102

09.03-15.03

практич

1

Управление полётом квадрокоптера.

Обсуждение результатов выполненной работы на занятии

103

09.03-15.03

практич

1

Принцип функционирования полётного контроллера

104

09.03-15.03

практич

1

Принцип функционирования аппаратуры управления

105

16.03-22.03

практич

1

Настройки полётного контроллера

106

16.03-22.03

практич

1

Настройки аппаратуры управления

107

16.03-22.03

практич

1

Первые учебные полёты: «взлёт/посадка»

108

16.03-22.03

практич

1

Первые учебные полёты: «удержание на заданной высоте»

109

23.03-29.03

практич

1

Первые учебные полёты: перемещения «вперед-назад»

110

23.03-29.03

практич

1

Первые учебные полёты: «влево-вправо»

111

23.03-29.03

практич

1

Разбор аварийных ситуаций

112

23.03-29.03

практич

1

Выполнение полётов: «взлёт/посадка»

113

30.03-05.04

практич

1

Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку»

114

30.03-05.04

практич

1

Выполнение полётов: «удержание на заданной высоте»

115

30.03-05.04

практич

1

Выполнение полётов: «коробочка»

116

30.03-05.04

практич

1

Выполнение полётов: «челнок»

117

06.04-12.04

практич

1

Выполнение полётов: «восьмерка»,

118

06.04-12.04

практич

1

Выполнение полётов: «змейка»,

119

06.04-12.04

практич

1

Выполнение полётов: «облет по кругу»

120

06.04-12.04

практич

1

Основы видеотрансляции. Применяемое оборудование

121

13.04-19.04

практич

1

Настройка оборудования видеотрансляции

122

13.04-19.04

практич

1

Установка радиоприёмника.

123

13.04-19.04

практич

1

Подключение радиоприёмника

124

13.04-19.04

практич

1

Установка видеооборудования

125

20.0 4-26.04

практич

1

Подключение видеооборудования

126

20.0 4-26.04

практич

1

Пилотирование с использованием FPV - оборудования.

18

Тема 6. Планеры. Модели планеров

127

20.0 4-26.04

практич

1

Постройка схематических моделей планеров.

Обсуждение результатов выполненной работы на занятии

128

20.0 4-26.04

практич

1

Изготовление чертежей и шаблонов планеров.

129

27.04-03.05

практич

1

Изготовление деталей модели планера

130

27.04-03.05

практич

1

Первая схематическая модель планера.

131

27.04-03.05

практич

1

Обтяжка и отделка схематических моделей планера

132

27.04-03.05

практич

1

Профиль и установочный угол крыла

133

04.05-10.05

практич

1

Регулировка модели и запуск

134

04.05-10.05

практич

1

Вторая схематическая модель планера. Изготовление чертежа модели и шаблонов

135

04.05-10.05

практич

1

Третья схематическая модель планера. Изготовление чертежа моделей и шаблонов

136

04.05-10.05

практич

1

Изготовление деталей модели. Сборка крыла

137

11.05-17.05

практич

1

Изготовление хвостового оперения, киля модели

138

11.05-17.05

практич

1

Изготовление рейки фюзеляжа модели. Изготовление сборочных чертежей из стапеля

139

11.05-17.05

практич

1

Сборка рейки фюзеляжа модели

140

11.05-17.05

практич

1

Изготовление деталей крыла модели

141

18.05.-24.05

практич

1

Обтяжка и сборка модели

142

18.05.-24.05

практич

1

Обтяжка крыла модели

143

18.05.-24.05

практич

1

Обтяжка хвостового оперения модели

144

18.05.-24.05

практич

1

Регулировочные запуски моделей

2.2 Условия реализации программы

Для занятий о борудован учебный кабинет:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- доска;

    программное обеспечение общего и профессионального назначения;

    нормативно-правовая документация образовательного учреждения;

    наглядные пособия, в т. ч. электронные учебники, видеозаписей.

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

- персональный компьютер;

- акустические колонки.

- двигатели авиамодельные с объёмом 1,5; 2,5; 3,5 кубических см.

- радиоаппаратура авиамодельная FLYSKY I 6 – 1, .

- топливо для авиамодельных двигателей.

- макеты самолетов

- квадракоптер с видео оборудованием

2.3 Формы аттестации

Формами аттестации (контроля) являются просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы и о бсуждение результатов выполненной работы на занятии.

Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов является журнал учета посещаемости.

2.4 Методические материалы

Занятия проводятся со студентами очной формы обучения. На занятиях используются методы обучения (словесный, практический, объяснительно-иллюстративный) и воспитания (убеждение, поощрение, стимулирование). Ф ормой организации образовательного процесса являются групповые занятия. Форма организации учебного занятия – теоретические и практические учебные занятия. Педагогические технологии, которые используются в процессе занятий- технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения.

Алгоритм учебного занятия:

- организационный момент (проверка и отметка в журнале отсутствующих, объявление плана занятия);

- основная часть;

- итог.

2.5 Список литературы

    Володко А.М., Вертолёт – труженик и воин. – М., 1984

    Голубев Ю.А., Юному авиамоделисту. – М.: Просвещение, 1979

    Ермаков А.М., Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1989

    Никитин Г.А., Баканов Е.А., Основы авиации. – М., 1984

    Смирнов Э.П., Как сконструировать и построить летающую модель. – М.: Просвещение, 1973

    Шавров В.Б., История конструкций самолётов. – М., 1985

    Арлазоров М.С., Конструкторы. – М.: Просвещение, 1989

    Гаевский О.К., Авиамоделирование. – М.: Просвещение, 1964

    Журналы: «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Крылья Родины», «Моделяр».

    Пантюхин С.П., Воздушные змеи. – М., 1985

    Яковлев А.С., Советские самолеты. – М.: Просвещение, 1975

город Ейск Краснодарского края

(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район

(полное наименование образовательного учреждения)

Утверждено

Решение педсовета протокол №__

От « » _____ 20____ года

Председатель педсовета

Л.П.Крячко

Подпись руководителя ОУ

Рабочая программа

Кружка «Авиамоделирование»

указать предмет, курс, модуль

Ступень обучения (возраст) 7 – 18 лет _____________________

Срок реализации программы –3 года

Количество часов – 576 часов

Педагог дополнительного образования – Бортников Станислав Валентинович

г.Ейск, 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа кружков авиамоделирования составлена на основе многолетнего опыта занятиями авиамоделизмом с учётом возрастных и психологических особенностей подрастающего поколения, имеющейся материальной базы, оборудования, имеющейся мастерской.

Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят построению различных самолётов, чтобы каждый мог выбрать свою направленность на занятиях авиамоделизмом и подготовку спортсменов-авиамоделистов. Данная программа носит личностно-ориентированный характер и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Данная программа рассчитана на три года обучения детей от 7 до 18 лет.

Обучение проводится с учётом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На программу первого года обучения отводится 144 часа (занятия 2 раза в неделю по 2 часа), на второй и последующие годы – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа). Количество обучающихся в кружке для 1 года – 12 человек, второго и последующего – 8-10 человек.

Постройка летающих моделей – первый шаг в «большую авиацию». Но дети становятся на него задолго до того, как перед ними возникает вопрос о будущей профессии. Для них это, прежде всего, увлекательная игра. Вряд ли моделизм так бы интересовал детей едва ли не с дошкольного возраста потому, что он дает возможность практически познакомиться с элементами авиационной техники, с физическими основами полета. Эти цели понятны взрослым, понятны и старшеклассникам, а детей привлекает не столько познавательная, сколько игровая сторона авиамоделизма, возможность сделать своими руками модель, летающую «совсем как настоящий самолет», запускать ее, то есть играть в авиацию. Не будет преувеличением утверждение о том, что подросток, запустивший в воздух модель самолета, мысленно управляет ею, вернее – настоящим самолетом.

Модель самолёта – это самолёт в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определённые навыки и знания.

В кружках авиамоделирования увлеченно строят модели ребята разного возраста. Модели самолетов изготавливаются от простейших, с применением бумаги и картона, до самых сложных с двигателями. Занимаясь авиамоделированием, школьники приобретают знания по математике, физике, черчению, географии, метеорологии. Ребята учатся работать различными инструментами, что обязательно пригодиться в жизни. Не один знаменитый летчик свой путь начинал с занятий в авиамодельном кружке. Из рядов юных авиамоделистов вышло много талантливых конструкторов и ученых, выдающихся летчиков и космонавтов. Среди них люди, чьими именами гордится вся Россия и Кубань – Туполев, Антонов (конструкторы); летчики Громов, Покрышкин, Хрюкин.

Авиамоделизм – это синтез спорта и технического творчества, возможно для кого-то - это путь в профессию.

Цель программы: создание условий для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия авиамоделированием.

Задачи:

Образовательные:

Развитие технического мышления;

Формирование знаний в области аэродинамики;

Обучение детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений;

Формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления авиамоделей;

Мотивация отношения к обучению как важному и необходимому для личности и общества делу.

Развивающие:

Развитие творческого мышления;

Развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.).

Воспитательные:

Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;

Воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело;

Приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;

Воспитание патриотизма;

Кружки первого и второго годов обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей. На занятиях дети знакомятся с первоначальными сведениями по теории полёта, истории авиации, приобретают трудовые умения.

На третьем году обучения работа расширяет знания по авиационной и модельной технике, по основам аэродинамики и методике проведения несложных технических расчётов.

Основные методы проведения занятий в кружке – практическая работа и соревнования. Ребята закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки, упражняются в запуске моделей, учатся управлять ими, соревнуются между собой.

Практическая работа в течение всего курса состоит из следующих основных этапов:

  1. Изготовление чертежей, шаблонов, приспособлений.
  2. Подбор инструментов и оборудования.
  3. Заготовка и первоначальная обработка материалов.
  4. Изготовление моделей по индивидуальным планам.
  5. Отделка моделей.
  6. Регулировка и пробные запуски.
  7. Устранение выявленных недостатков.
  8. Соревнования по изготовленным моделям.

На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются как одновременно всем членам группы, так и индивидуально. В дальнейшем основным методом становится научно-познавательный метод. При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической, справочной литературой, пособиями.

По окончании курса ребенок должен знать: правила ТБ; требования к организации рабочего места; чертежные инструменты и приспособления; условные обозначения на чертежах; геометрические фигуры; свойства различных материалов и способы их обработки.

Уметь: правильно обращаться с чертежными инструментами и приспособлениями; увеличивать и уменьшать чертеж; делить окружность на разные части; выполнять различные разметки; вносить изменения в конструкцию моделей; работать с шаблонами, выкройками; выполнять практическую работу самостоятельно (в том числе по чертежу); грамотно использовать в речи техническую терминологию, технические понятия и сведения.

Тематическое распределение часов по годам обучения

1-й год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практ.

Вводное занятие.

Материалы и инструменты.

Парашюты.

Соревнования по моделям парашютов.

Воздушные змеи.

Соревнования по моделям воздушных змеев.

Планер «Полёт» – летательный аппарат.

Соревнования по моделям «Полёт».

Самолёт-планер «Октябрёнок» с мотором.

Соревнования по моделям самолёта «Октябрёнок».

Вертолёт – «Стрекоза», взлетающий вертикально.

Соревнования по моделям «Стрекоза».

Схематическая модель планера.

Соревнования по схематическим моделям планеров.

Заключительные занятия.

2-й год обучения

№ п/п

Кол-во часов

всего

теория

практика

ТБ в авиамодельном кружке

Модель радиоэлектролета 1)Радиоволна,принцип работы авиамодельной радиоаппаратуры

2)Бортовое оборудование электролета,органы управления 3)Заготовка и обработка материалов для постройки радиоэлектролета 4)Изготовление деталей крыла,склейка

5)Изготовление деталей фюзеляжа, склейка 6)Изготовление деталей хвостового оперения,склейка 7)Изготовление деталей элеронов,руля высоты,руля поворота 8)Обработка крыла 9)Обработка фюзеляжа 10)Обработка хвостового оперения

11)Изготовление и установка моторамы

12)Изготовление и установка усилений под шасси 13)Установка элеронов,руля высоты,руля поворотов 14)Изготовление кабанчиков элеронов, руля высоты, руля поворотов 15)Установка кабанчиков 16)Изготовление кронштейнов под рулевые машинки 17)Установка рулевых машинок 18)Изготовление и установка тяг управления 19)Сборка модели 20) Изготовление стоек шасси, колес

21)Установка шасси на модель 22)Покраска модели 23)Окончательная отделка модели 24)Установка двигателя 25)Установка рулевых машинок 26)Установка и опробование бортового оборудования 27)Центровка модели 28)Авиамодельный симулятор-принцип обучения 29)Обучение пилотированию радиоэлектролета на симуляторе 30)Полеты на электролете

Соревнования по моделям электролетов

Радиоэлектропланер

1)Явления в атмосфере. Возможность парящих полетов 2)Заготовка и обработка материалов для изготовления радиоэлектропланера 3)Изготовление шаблонов крыла 4)Изготовление нервюр крыла 5)Изготовление продольного набора крыла 6)Сборка крыла 7)Сборка крыла 8)Обработка крыла 9)Обработка крыла 10)Изготовление и установка законцовок

11)Изготовление элеронов 12)Изготовление элеронов 13)Установка элеронов на крыло 14)обтяжка крыла 15)Изготовление стабилизатора 16)Обтяжка стабилизатора 17)Изготовление киля 18)Обтяжка киля 19)Изготовление руля высоты и руля направления 20)Изготовление навесов рулей 21)Установка рулей на хвостовое оперение 22)Обтяжка хвостового оперения 23)

24)Изготовление продольного набора фюзеляжа 25)Сборка фюзеляжа 26)Обработка фюзеляжа 27)Обтяжка фюзеляжа 28)Установка электродвигателя на фюзеляж 29)Установка рулевых машинок 30)Изготовление и установка рулевых тяг

31)Установка бортового оборудования

32)Сборка и центровка модели 33)Наладка органов управления моделью

34)Принцип обучения полетам на симуляторе 35)Обучение парящим полетам на симуляторе 36)Пробные запуски радиоэлектропланера 37)Парящие полеты

Соревнования по моделям радиоэлектропланеров

Заключительное занятие

ВСЕГО:

3-й год обучения

№ п/п

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие.Ознакомление с планом работы,правилами внутреннего распорядка. Экскурсия по СЮТ

Техника безопасности

Личный инструмент и приспособления

Приемы работы с инструментом

«Шериф»»Лягушка»

Радиоуправляемые модели.

Спортивные классы.

Заготовка и обработка материалов для изготовления радиосамолета

Изготовление шаблонов крыла

Изготовление нервюр крыла

Сборка крыла

Сборка крыла

Изготовление и установка законцовок

Обработка крыла

Установка элеронов

Обтяжка крыла

Изготовление стабилизатора

Обработка стабилизатора

Изготовление киля

Обработка киля

Изготовление рулей высоты, поворота

Изготовление шпангоутов фюзеляжа

Сборка фюзеляжа

Обработка фюзеляжа

Изготовление стоек шасси, колес

Установка шасси на модель

Установка двигателя, бака, Бортового оборудования

Центровка модели. Регулировка органов управления

Изучение упрощенного пилотажного комплекса

Тренировочные полеты

Пилотажный радиосамолет с ДВС

Подбор винтомоторной группы для пилотажной модели

Заготовка и обработка материалов для изготовления пилотажной модели

Изготовление шаблонов крыла

Изготовление нервюр крыла

Изготовление продольного набора крыла

Сборка крыла

Сборка крыла

Обработка крыла

Изготовление элеронов, навесов

Установка элеронов

Обтяжка крыла

Изготовление стабилизатора

Обтяжка стабилизатора

Изготовление киля

Обтяжка киля

Изготовление рулей высоты и поворота

Изготовление навесов, установка рулей

Изготовление и установка кабанчиков рулей

Изготовление шпангоутов фюзеляжа

Изготовление продольного набора фюзеляжа

Сборка фюзеляжа

Обработка фюзеляжа

Установка хвостового оперения

Обтяжка фюзеляжа и хвостового оперения

Изготовление тяг управления, установка

Изготовление стоек шасси, установка колес

Установка на модель шасси, бортового оборудования

Установка на модель двигателя, бака

Сборка модели, центровка. Наладка органов управления

Изучение пилотажного комплекса

Отработка полета радиопилотажки на симуляторе

Тренировочные полеты, отработка отдельных фигур пилотажа

Устранение выявленных недостатков, корректировка органов управления

Тренировочные полеты. Отработка пилотажного комплекса

Заключительная подготовка моделей к соревнованиям

Соревнования по радиопилотажу

Заключительное занятие

ВСЕГО:

1-й год обучения (144 часа)

  1. Вводное занятие (2 часа) . Краткий обзор истории авиации. Значение авиационной техники в нашей жизни. Понятие об авиамоделях, области их применения. План и порядок работы кружка.
  2. Материалы и инструменты (2 часа) . Виды материалов и инструментов. Приёмы обработки материалов соответствующими инструментами. Выполнение требований техники безопасности.
  3. Парашюты (4 часа). История изобретения, область применения, развитие идеи. Различные модификации парашютов. Укладка парашютов. Изготовление простой модели парашюта.
  4. Соревнования по изготовленной модели парашюта (2 часа). Продолжительность полёта в нескольких (3) турах.
  5. Воздушные змеи (6 часов) . Принципы полёта воздушных змеев. Многообразие форм и конструкторских решений. Изготовление плоского воздушного змея. Дополнительные устройства.
  6. Соревнования по моделям воздушных змеев (2 часа) . Высота полёта и качество дизайна.
  7. Планер «Полёт» (8 часов). Безмоторный летательный аппарат. Что позволяет планеру держаться в воздухе. Введение в аэродинамику. Изготовление модели летательного планера «Полёт».
  8. Соревнования по моделям (2 часа) «Полёт» в двух упражнениях: на дальность и продолжительность полёта.
  9. Самолёт – планер с мотором (20 часов) . Способы создания движущей силы самолёта, виды силовых установок. Краткий обзор самолётной техники от истоков до наших дней. Резиновый двигатель – особенности эксплуатации. Постройка резиномоторной модели самолёта «Октябрёнок».
  10. Соревнования по моделям самолёта (2часа) «Октябрёнок» на продолжительность полёта в 3 турах.
  11. Вертолёт «Стрекоза» (18 часов). Аппарат вертикального взлёта и посадки. Незаменимый «труженик», область применения вертолётов. Ряд конструкторских решений в вертолётной технике, начиная от модели М.В.Ломоносова. изготовление модели вертолёта «Стрекоза».
  12. Соревнования по моделям самолёта (4 часа) «Стрекоза» на продолжительность полёта в 3 турах.
  13. Схематическая модель планера (66 часов) . Учебная карта начинающего авиамоделиста. Спортивная техника и тактика участия в соревнованиях. Явления в атмосфере и использование их для парящих полётов планеров. Изготовление схематической модели планера. Механизация модели для достижения высоких результатов, составляющих успех.
  14. Соревнования по схематическим моделям (4 часа) планеров на продолжительность полёта в 3 турах с ограничением хронометража в 1 минуту.
  15. Подведение итогов работы кружка, анализ тренировочной деятельности авиамоделистов, перспективы работы в новом учебном году.

2-ой год обучения (216 часов)

  1. Вводное занятие (2 часа) . Основные этапы развития авиамоделизма в нашей стране. Модели-чемпионы и модели-труженики. Вклад авиамоделистов в жизнь России.
  2. Правила безопасности труда (4 часа) в авиамодельном кружке при работе со столярным инструментом. Правила обращения с электроприборами.
  3. Модель радиоэлектролета (90 часов). Технология обработки пенопласта. Понятие профиля крыла и принцип его работы по созданию подъёмной силы. Изготовление Модели радиоэлектролета . способы регулировки модели.
  4. Соревнования по моделям электролетов (2 часа) «Том-1» на продолжительность полёта в 5 турах.
  5. Радиоэлектропланер (112 час) . Закрепление навыков работы с пенопластом. Винтомоторная группа – особенности эксплуатации и ухода. Постройка радиоэлектропланера. Ознакомление с вопросами копийности, окраски модели. Особенности регулировки моторных моделей.
  6. Соревнования по моделям радиоэлектропланеров (2 часа) на продолжительность полёта в 5 турах.
  7. Заключительное занятие (2 часа) . Подведение итогов работы за год. Оценка деятельности авиамоделистов. Планирование работы на следующий учебный год.

3-ий год обучения (216 часов)

  1. Вводное занятие (2 часа) . Авиамоделизм на Кубани. Достижения кубанских авиамоделистов. Классы моделей, их особенности, правила проведения соревнований.
  2. Техника безопасности (8 часа) . Организация рабочего места. Приёмы работы с ручным инструментом. Лакокрасочные покрытия и способы их нанесения.
  3. Учебно-тренировочный радиосамолет с ДВС: «Шериф»»Лягушка» (98 часов) . совершенствование работы с пенопластом. Развитие навыков достижения копийности модели. Построение полукопии самолёта ЯК-50. Работа на копийной окраской модели.
  4. Соревнования по моделям «Шериф» (2 часа). Оценка качества и копийности исполнения и продолжительность полёта в 3 турах.
  5. Пилотажный радиосамолёт с двс (102 часа). Отличия при работе с компрессионными и калильными двигателями. Изготовление кордовой тренировочно-пилотажной модели самолёта. Особенности системы управления. Подбор пилотажных винтов, балансировка. Ознакомление с пилотажным комплексом, правилами проведения соревнований. Тренировочные полёты, практическое освоение комплекса фигур.
  6. Соревнования по пилотажу (2 часа) . Старты пилотажных моделей. Оценка качества исполнения фигур пилотажа.
  7. Заключительное занятие (2 часа). Анализ проведённой работы в учебном году. Оценка достижений юных авиамоделистов. Обзор перспективы дальнейшей деятельности.

Как уже было сказано выше, основной метод проведения занятий в кружке – практическая работа, и ребята всегда справляются с ней, если их ознакомить с порядком её выполнения. Теоретические же сведения подаются обучающимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности (15-20 минут). В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса ребят специальной терминологией.

Иногда теоретическую работу с кружковцами лучше ограничить пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике.

В работе с начинающими моделистами упор следует делать на освоение и отработку основных технологических приёмов изготовления моделей и практических навыков в их регулировке и запуске.

Особое место в программе отводится авиамодельным соревнованиям. Это итог длительной работы каждого моделиста. На соревнованиях проверяется не только качество модели, но и умение использовать все свои знания и силы для достижения успеха. А этому предшествуют учеба и тренировки.

Перед каждым запуском необходимо осмотреть модель, проверить надежность и прочность крепления деталей. Грамотно устранить дефекты полета.

Формы контроля и подведения итогов.

В течение учебного года в кружке предполагается проводить следующие виды контроля:

  1. Фронтальная и индивидуальная беседа с целью выявления заинтересованности и уровня знаний, применительно к специфике работы кружка.
  2. Беседы и викторины, включающие в себя не только вопросы теории моделизма, но и элемент игры, загадки.
  3. Проведение внутрикружковых соревнований.
  4. Участие в выставках городского и краевого масштаба.
  5. Участие в соревнованиях краевого масштаба.

Материалы, специальное оборудование, инструменты и станочное оборудование, необходимое для реализации программы авиамодельного кружка.

Материалы:

  1. Древесина: рейки, пластины, бруски различного сечения из сосны, липы, бальзы, граба; фанера строительная толщиной 3; 4; 6; 8; 10; 12 мм; авиационная древесина толщиной 1; 1,5; 2 мм.
  2. Пенопласт: строительный 50 мм, потолочные панели 3-4 мм.
  3. Картон цветной, бумага цветная, бумага папиросная, микалентная.
  4. Плёнки: лавсановая плёнка, термоплёнка разных цветов.
  5. Металлы: листовая жесть 0,3 мм; дюралюминий 1;1,5;2 мм; свинец; проволока ОВС диаметр 0,3; 0,8; 1; 1,5; 2; 2,5; 3 мм.
  6. Клеи: ПВА, «Монолит», БФ, эпоксидная смола.
  7. Краски: DYOLUX разных цветов, растворитель.
  8. Резина для двигателей.

Специальное оборудование:

  1. Двигатели авиамодельные с объёмом 1,5; 2,5; 3,5 кубических см.
  2. Радиоаппаратура авиамодельная FLASH – 4, FOCUS- 4.
  3. Топливо для авиамодельных двигателей.

Инструменты:

  1. Авиамодельные ножи, стамески.
  2. Лобзики с пилками, пила по дереву, пила по металлу.
  3. Рубанок большой, рубанок маленький.
  4. Молотки: большой, средний, маленький.
  5. Напильники: плоский, квадратный, полукруглый, круглый, треугольный; набор надфилей.
  6. Дрель (коловорот), ручные тиски, набор свёрл 0,8-10 мм.
  7. Линейки, карандаши, ластики.
  8. Пассатижи, круглогубцы, длинногубцы, бокорезы, тиски, прищепки.
  9. Наждачная бумага разной зернистости.
  10. Отвёртки: плоские, крестообразные.
  11. Штангенциркуль, микрометр.
  12. Паяльник с паяльными принадлежностями.
  13. Утюг

Станочное оборудование и приспособления:

  1. Циркулярная пила.
  2. Сверлильный станок.
  3. Точило.
  4. Токарный станок.
  5. Компрессор с краскопультом (аэрограф).
  6. Терморезак.

Список литературы:

Для педагога:

  1. Володко А.М., Вертолёт – труженик и воин. – М., 1984
  2. Голубев Ю.А., Юному авиамоделисту. – М.: Просвещение, 1979
  3. Ермаков А.М., Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1989
  4. Никитин Г.А., Баканов Е.А., Основы авиации. – М., 1984
  5. Смирнов Э.П., Как сконструировать и построить летающую модель. – М.: Просвещение, 1973
  6. Шавров В.Б., История конструкций самолётов. – М., 1985

Для детей:

  1. Арлазоров М.С., Конструкторы. – М.: Просвещение, 1989
  2. Гаевский О.К., Авиамоделирование. – М.: Просвещение, 1964
  3. Журналы: «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Крылья Родины», «Моделяр».
  4. Пантюхин С.П., Воздушные змеи. – М., 1985
  5. Яковлев А.С., Советские самолеты. – М.: Просвещение, 1975

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Майнский ЦДТ

ПРОГРАММА

объединения « АВИАМОДЕЛЬНЫЙ»

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ульяновск

2013 г .-2014г-2015г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Желание летать возникло у людей в глубокой древности. Первая идея летательного аппарата, естественно была заимствована ими у природы. Исходя из наблюдений за птицами, люди пытались создать летательные аппараты с машущими крыльями, приводимыми в движение мускулами летчика.

И только в начале ХХ века человек впервые взлетел на управляемом аппарате тяжелее воздуха, тогда и была реализована идея о разделении устройств, создающих подъемную силу и силу тяги. Так появился самолет – летательный аппарат с фиксированным крылом и пропеллером.

Авиационный моделизм является едва ли не самым популярным техническим видом спорта. Им увлекаются люди разных возрастов и профессий. Нередко детское увлечение определяет весь жизненный путь моделиста, в частности выбор будущей профессии.

В настоящее время существует более 10 классов спортивных моделей. Модели, которые строят авиамоделисты, делятся на два основных вида: летающие и нелетающие (музейные модели, макеты). Авиамоделирование политехнично в своей основе. Оно закрепляет и расширяет знания основ наук, получаемых учащимися в школе, приобщает их к современной технике, развивает творческие особенности, воспитывает любознательность, изобретательность, настойчивость в преодолении трудностей. Как вид спорта, авиамоделирование сочетает в себе активный отдых, тягу к совершенству спортивного мастерства, воспитывает дух соревновательного соперничества.


Именно поэтому программа кружка авиамоделирования ставит своей основной целью – удовлетворение естественной потребности обучаемых в расширении общетехнического кругозора, привития любви к авиации, труду, социальную и профессиональную ориентацию, духовное, нравственное, и умственное развитие.

Накопившийся к настоящему времени опыт работы в кружке свидетельствует, что при чёткой организации образовательного процесса возможно успешное решение следующих задач:

обучающих –

ü развитие у детей технического мышления;

ü знакомство с законами воздухоплавания;

ü изучение основ аэродинамики, свойств различных материалов;

ü обучение приёмам работы с различными материалами, способы разработки чертежей самолётов;

ü обучение приёмам и технологии изготовления, регулировки и запуска авиамоделей;

ü развитие памяти, внимания, усидчивости и аккуратности;

ü подготовка спортсменов-авиамоделистов;

развивающих –

ü знакомство с историей авиации;

ü создание условий для развития общетехнического кругозора и саморазвития обучаемых;

ü начальная профориентация;

воспитательных –

ü воспитание чувства любви к авиации;

ü уважения к труду и людям труда;

ü формирование гуманистического стиля отношений с товарищами;

ü воспитание воли, стремления к победе;

ü воспитание патриотизма.

Настоящая программа актуальна тем, что объединяет обучение ребят построению различных моделей планеров и самолётов с возможностью выбора своего направления в занятиях авиамоделизмом, и рассчитана, кроме того, на подготовку моделистов-спортсменов.

Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый воспитанник имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

При реализации программы используются следующие методы:

традиционный объяснительно-иллюстративный наличие в занятиях теоретической части, во время которой учащиеся знакомятся с новыми сведениями по теме по принципу «от простого – к сложному». Теоретические сведения сообщаются воспитанникам в форме познавательных бесед небольшой продолжительности (15-20 минут) с пояснениями по ходу работы. В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса ребят специальной терминологией;

практико-ориентированный – наличие в занятиях практической части, когда обучающиеся под руководством педагога осваивают правила и приёмы работы с инструментом и занимаются изготовлением и сборкой моделей. Основным методом проведения занятий в кружке является практическая работа как важнейшее средство связи с практикой в обучении. Здесь ребята закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки и умения. Также значительное место отводится тренировкам и участию в соревнованиях, после которых производится «разбор полётов» – обсуждение результатов;

групповой – использование командного метода как оптимальной формы организации деятельности, при которой коллективная работа учащихся сочетается с индивидуальной;

деятельностный – введение индивидуальных творческих заданий, самостоятельной работы с литературой, проведение совместных тренировок участие детей в выставках и экскурсиях.


На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления и запуска несложных летающих моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются одновременно всем членам кружка. Подача теоретического материала производится параллельно с формированием практических навыков у обучающихся. Отдельные занятия могут проводиться в виде диспута, конкурса, игры.

В дальнейшем репродуктивный метод теряет свою значимость, так как он практически неприменим при самостоятельном подборе, разработке и постройке авиамоделей. Здесь уже основными методами становятся научно-поисковый и проблемный. При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической и справочной литературой . Обучаемые готовят сообщения по основным вопросам.

Программа работы кружка рассчитана на трёхгодичное обучение . Возраст воспитанников с 7-ми лет. Дальнейшее обучение рассчитано на воспитанников, освоивших полный курс обучения по данной программе и обладающих необходимыми основными и дополнительными знаниями и умениями в области авиамоделизма. Обучение проводится с учётом индивидуальных особенностей детей, их уровня знаний и умений.

Учебный год в авиамодельном кружке продолжается с сентября по май, включая осенние, зимние и весенние каникулы.

В объединении подростки занимаются расчётом, конструированием, моделированием, изготовлением, запуском и управлением авиамоделями. Настоящую программу выгодно отличает применение компьютера для обучения управлению авиамоделью при выполнении фигур простого и высшего пилотажа. Программа включает в себя темы из всех основных разделов авиамодельного спорта . Таким образом, обучаемый после освоения курса имеет образовательную подготовку, необходимую для обучения в специальных учебных заведениях по данному профилю.

Группа первого года обучения комплектуется из учащихся 1-6 классов, не имеющих специальных знаний и навыков практической работы. В группах первого года обучения – 10-12 человек. Программой предусматривается годовая нагрузка 216 часов. Занятия проводятся три раза в неделю по два часа.

В группе второго года обучения деятельность воспитанников имеет определённую направленность, что требует от них некоторых специальных знаний, умений и навыков. Программа второго года обучения рассчитана на учащихся 6-7 классов. В группах обучается по 10 человек. Занятия проводятся три раза в неделю по два часа (216 часов в год).

В группе третьего года обучения решается задача максимального развития творческих способностей подростков, приобщения их к рационализаторско-изобретательской деятельности, а также проектирование и постройка самой сложной, радиоуправляемой модели – копии самолёта, и участие в соревнованиях. Программа обучения рассчитана на учащихся 7-11 классов. Количество обучающихся в группах – по 10 человек. Занятия проводятся три раза в неделю по два часа. Всего 216 часов в год.

Прогнозируемый результат – воспитание и развитие подростка с широким техническим кругозором, со сформированными навыками технического моделирования в тесной связи с процессом конструирования, способным самостоятельно сделать выбор будущей профессии.

Определение успешности освоения программы осуществляется через:

ü мониторинг обученности воспитанников в образовательном процессе (проверку знаний);


ü выполнение практических и творческих работ;

ü анализ наблюдений за детьми;

ü журнал учёта работы педагога дополнительного образования в объединении;

ü выполнение заданий педагога и зачётных работ;

ü участие в соревнованиях различного уровня.

Оценка результативности обучения – это:

ü качество изготовления модели и демонстрация её лётных качеств;

ü «пилотажное» мастерство обучаемого;

ü участие в выставках, места, занятые соревнованиях;

ü выполнение квалификационных нормативов спортивных разрядов.

Основными формами подведения итогов реализации данной программы является участие воспитанников объединения в творческой выставке работ (по итогам года), а также в ежегодных областных (май-июнь) и всероссийских соревнованиях (август) по авиамоделированию.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Учебно-тематический план 1 года

Наименование темы

Общее кол-во часов

Тео-рия

Прак-тика

Вводное занятие. Техника безопасности

История авиации и авиамоделизма. Классы авиамоделей.

Бумажные летающие модели. Основы аэродинамики. Основные части самолета (планера). Изготовление простейшей летающей модели.

Тренировочные запуски модели планера.

Модели из пенопласта:

– метательная модель полукопия;

– модель планера;

– модель самолёта с резиномотором

Летательные аппараты (легче воздуха):

– парашюты

– воздушные змеи

Схематическая модель планера.

Запуски и пробные полеты.

Схематическая модель самолёта с резиномотором

Запуски и пробные полёты.

Участие в соревнованиях

Экскурсии, встречи.

Итоговое занятие

итого

Учебно-тематический план 2 года обучения

просмотров